Dixi. То есть, я все сказал.Однако, я осознаю, что то, что я сказал, а точнее процитировал без ссылки на источник цитаты - есть обратная задача (например, по Тихонову), решение которой в общем случае некорректно, даже если кто и попытается ее решить. Эрго - я ничего не сказал.Да и не хотел - "мысль изреченная есть ложь", да и мысли мои - не скакуны, как у Газманова - а так - приходят, проходят какую-то дистанцию подбарьерным переходом и уходят.Это было бы не так уж плохо, но как только пытаешься их "думать" - они в отместку сразу размножаются.К примеру, Тютчев конечно про "мысль изреченную" очень точно заметил - но не думаю, что он осознавал главное - для мыслей с большой буквы просто нет, да и не может быть слов (ключевые слова для понимания этого пассажа - происхождение языка и просветленность, ну и "опыт, сын ошибок трудных и гений, парадоксов друг")А значит - надо резать по живому.Посему, для простоты, будем считать, что название моего поста - заглавие Пушкинского стихотворения -"Я памятник воздвиг" - лишено смысла, а смысл лишь в его ссылке на первоисточник - на Горация (Hor).Тем не менее дам хотя бы две цитаты из АСса.
Exegi monumentum.*
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
* "Я воздвиг памятник" (лат.). Эпиграф взят из произведений
Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).
** Александрийский столп - колонна, поставленная в честь царя
Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Правда, похожее умонастроение ?
Это я к тому, что перечел - не до половины, как у Мандельштама с Гомером,а целиком ветку про западников и патриотов, что ли.Посему и в заголовке про экзегум монументум написал - бо ИМХО, АС Пушкин имел в виду ссылаясь на копирайт не Горация, а Horror(ужос нах) - бо по его же словам "Черт меня догадал родиться в России с душою и талантом!"
Но чтобы ближе к теме - еще раз резанем по живому.
"нет западников - но нет и патриотов
Есть умные - но есть и идиоты
Пока живут в России дураки -
Обманывать их стало быть с руки"
Ну и еще раз по живому - чтобы закончить пост и как-то сформулировать в примитивном виде мысль. Нет ни западников, ни патриотов (т.е. субъективно - для них самих - они и могут быть, но объективно их нет).Возьмем проекцию мироощущений на плоскость основных координат (не путать со сферическим приближением коня в вакууме). И увидим, что по одной оси есть умные - неумные-идиоты (все можно в цифрах отобразить), а по другой - нравственные - нон-нравственные - сволочи.С графикой здесь плохо, но если у кого есть листок бумаги и карандаш, то ИМХО вполне легко просматривается такая вещь - в третьем, объемном измерении, кластеризуются умные сволочи и глупые, но нравственные люди. А умные и нравственные кластеризуются с глупыми безнравственными.Ну конечно про четвертое - оно же существенное в топике измерение я забыл - про любовь к своей стране. Но и так сложновато получается.Я же не Пушкин "Два чувства дивно близки к нам, в них обретает сердце пищу - Любовь к отеческим гробам, Любовь к родному пепелищу".
Ладно, спать пора мне, завидую таланту Бродского-эссеиста, но не сильно - бо чувство мне малознакомое. Но кто что-то поймет - тот что-то поймет по определению