Как стать трейдером? Форум Деньги

Политика 
форма воды в каноне перемен или мудрому телевизор вреден
Пользователь: pewpew (IP-адрес скрыт)
Дата: 06.03.2018 23:47

как известно, верхняя триграмма соответствует внешнему, нижняя - внутреннему. т.о. есть 8 гексаграмм потенциально соответствующих названию фильма.
попробуем раскрыть суть кина угадав соответствующую гексаграмму.
далее приводятся интерпретации гексаграмм (в порядке как в книжке)

№3 Начальная трудность гром - вода

Собственно, именно с этой гексаграммы начинается повествование о
взаимодействии света и тьмы, ибо первые две гексаграммы показывают
внутреннее развитие света и тьмы вне их взаимодействия. Поэтому основная
мысль данной гексаграммы – это взаимодействие в первый момент его
возникновения. Но начало всякого действия состоит в преодолении
предшествующего состояния. Отсюда – трудность данного положения,
выраженная в самом названии гексаграммы. Она состоит из триграмм: Воды
(Облака) наверху, или вовне, и Молнии (Грома) – внизу, или внутри. Верхний
символ обозначает также погружение в опасность, ибо в нем черта света
погружена в среду черт тьмы. Нижний символ обозначает пробивающееся
изнутри движение, возбуждение. Такое возбуждение, которое, например, весной
стимулирует растения к росту. Но оно протекает внутри опасностей, в условиях
начальной трудности. Поэтому в таком движении чрезмерная поспешность может
лишь вредить делу, и обратно, выдержка и стойкость могут способствовать
изначальному развитию. Важно не только указать положительно правильный
путь к преодолению этой трудности. На нем нужна прежде всего поддержка и
помощь окружающих. Их надо склонить на свою сторону, чтобы они помогали
своим действием, и тогда самому можно не предпринимать никаких выступлений,
ибо они еще слишком опасны. Именно в силу опасности необходимо объединение
сил. Оно необходимо было и сюзерену, впервые устраивавшему свои владения
при содействии феодалов, возводимых им на престол; оно необходимо и
отдельному человеку, начинающему свое дело. Даже и в самой познавательной
жизни отдельного человека дело обстоит так же: в самый первый момент своего
появления познавательная мысль движется под покровом непознанности и извне
облекается в образы представлений. Это выражено в символах данной
гексаграммы: внутри – молния, гром, вовне – облака. Молния познающей мысли
облекается облаками представлений, и эти представления играют роль
помощников мышления. В тексте здесь мы читаем.
Начальная трудность.
В изначальном развитии благоприятна стойкость.
Не надо никуда выступать.
Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.

№5 Необходимость ждать.небо - вода

В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает
необходимость планомерности и выдержки, т.е. "необходимость ждать". И по
поводу самовоспитания – одного из видов воспитания вообще – Мэн-цзы
приводит следующую притчу: "Необходимо [все время] работать [над собой], но
не [рассчитывать на] непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об
этом деле, и не "помогает росту". Не надо быть таким, как один человек из удела
Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать.
Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: "Как я сегодня
устал! Я помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже
засохли. Мало кто в мире не "помогает" так расти"
862
. Однако здесь имеется в виду
не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая
активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма – это "творчество",
которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно
окружено туманом и облаками (верхняя триграмма – внешний мир – "вода"). Если
каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих
событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее
реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявится.
Поэтому на данной ступени существенным является "обладание правдой", и тогда
ее "блеск", ее очевидность будет развиваться сама собой. При таком
распределении деятельности сама "необходимость ждать" приобретает несколько
иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на
возможность предпринять крупное и серьезное дело – переправляться через
великую реку – через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно
достигнуть высшего идеала человеческого совершенства. Этот образ находит
себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил
творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения – и
решительно двинуться в нее. Эти мысли в тексте выражены так:
Необходимость ждать.
Обладай правдой. [Тогда] блеск [ее] разовьется, и стойкость будет к счастью.
Благоприятен брод через великую реку

№8 Приближение. земля - вода

Достижение победы – завоевание – это лишь момент, результат которого должен
быть закреплен. Действие, направленное на закрепление победы, характеризует
данную ситуацию. Оно состоит во взаимном сближении победителя и
завоеванной им области, которое возможно потому, что победа обозначает
уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что неспособно к сближению.
Для последнего здесь необходимо поставить правильный прогноз будущего
развития, причем речь пока идет не столько о достижении благосостояния
завоевываемой области, сколько о предотвращении внешних сил, действующих
разрушительно. Если для предыдущей ситуации момент победы является
последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее начала. В
нем – те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому сохранению на
все будущее. Так дело обстоит с точки зрения того, к кому оно приближается. Для
тех же, которые приближаются к нему, необходимо иметь в виду то, что в данной
ситуации возможно самое благотворное сближение, которым должны
воспользоваться сразу же все способные к сближению. Опоздание в таких
условиях равносильно отказу, равносильно превращению из соучастника победы
в побежденного и разбитого. – В процессе познания, пока новое знание еще не
достигнуто, приходится проделывать различные действия для его достижения.
Тут и противопоставление знания незнанию, и приведение в стройность хаоса
переживаний, и проникновение в пока недоступную стихию еще не познанного, и
отграничение от случайных, мешающих представлений. Но вот познание
завоевано. Это значит, что все эти действия доведены до положительного
результата. Тогда в области познания все родственное ей достижимо, ничто
чуждое ей не препятствует. Возможно и нужно сближение нового, высшего
познания с прежде познанным. То, что сохраняет в последнем силу
убедительности, несмотря на достижение нового познания, стоящего на высшей
ступени, сразу же объединяется с ним в единую систему знания. Те же познания
предыдущих ступеней, которые в данный момент являются опоздавшими, т.е. уже
непригодными, обречены на гибель. Такова промежуточная ситуация между
завоеванием победы и будущим воспитательным действием ее. Текст выражает
это так:
Приближение.
Счастье.
Вникни в оракул, и от изначальной вечной стойкости хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти?
Кто опоздает, тому – несчастье

№ 29 (Повторная) опасность ((Двойная) бездна) вода - вода

Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято
двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому если комментаторы уделяют
некоторое внимание пониманию ее через слово "Опасность", то сам текст
приводит образы бездны на каждом шагу. Появление ее в данном месте текста
объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших
гексаграмм, дает образ сравнительно мирного существования человека. Но самое
мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку к
будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой
распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь замену
акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы главное
внимание было обращено на констатацию самого факта опасности пребывания в
бездне, то это не соответствовало бы характеру "Книги перемен", которая ставит
своей целью давать человеку предупреждение и указывать на пути преодоления
тех или иных положений жизни. Поэтому совершенно естественно, что здесь
дается указание на то, как можно найти выход из создавшегося положения. Яркий
образ триграмм Кань, составляющих данную гексаграмму, представляет собою
бескомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим,
Р.Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы Кань. В ней
сильная черта помещена между двумя слабыми. Но слабые черты выражают не
столько слабость, сколько нечто противоположное силе, т.е. инерцию, косность. И
Р.Вильгельм говорит об образе потока, который мчится меж обледенелых
берегов. Так же должна быть направлена моральная деятельность человека
сквозь окружающие его привычные взгляды, традиционные представления и т.п.
Из этого уже намечается основной тон, взятый в данной гексаграмме, состоящей в
стремительном призыве к исканию истины, т.е. внутренней правдивости, о
которой говорит текст. Ибо только внутренняя правдивость может, в конце концов,
привести к тому, что действия человека будут гармонически включены в мировое
развитие и поэтому вызовут одобрение. Так, в тексте мы читаем:
Повторная опасность.
Обладателю правды – только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.

№39 Препятствие гора - вода

Разлад сам по себе является препятствием всякой деятельности, и поэтому
момент препятствия характеризуется как следующая ситуация. Такие случаи
раскрытия одной из сторон предыдущей ситуации в последующей уже
встречались, и потому здесь не приходится удивляться гексаграмме, которая
носит название Препятствие. Для того чтобы интерпретировать афоризм данной
гексаграммы, надо вспомнить, что существует определенная пространственная
символика триграмм, по которой на юго-западе помещается триграмма Дуй –
"разрешение", т.е. разрешение какого-то в предыдущем напряженного состояния;
наоборот, северо-восток символизируется триграммой Гэнь, которая обозначает
остановку, т.е. "сохранение". Поэтому в ситуации Препятствие все благоприятные
воздействия могут идти от разрешения этой напряженной обстановки, в
особенности от обстановки разлада, очерченной в предыдущей гексаграмме
929
.
Кроме того, само присутствие сил, воздействующих извне, сил разрешения,
символизируется здесь в образе великого человека. Поэтому в данной
гексаграмме, где внутренняя жизнь охарактеризована неподвижностью, а внешняя
– опасностью, единственный выход из положения указывается афоризмом:
Препятствие.
Благоприятен юго-запад.
Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Стойкость – к счастью

№48 Колодец ветер (дерево) - вода

В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены.
Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама
ситуация характеризовалась истощением этих сил. Поэтому выход из
предыдущей ситуации (т.е. то, что происходит в данной ситуации) может быть
найден только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь самого
ищущего. Только в самом себе в данном случае он может найти силы для выхода
из предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен
искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в образ,
который, с одной стороны, неподвижен, с другой стороны, обладает лишь
внутренней подвижностью. И авторы "Книги перемен" нашли этот образ, когда
говорили о колодце. Действительно, колодец не переносится с места на место, но
в нем может прибывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы
видим ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в
нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил,
которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств,
благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и есть, то
бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем может быть
нужная вода. Далее, если даже колодец полон воды, иными словами, если
человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить их вовне,
говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само выявление сил в свою
очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и бадья для того, чтобы
зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для человека также могут быть
затруднения. Поэтому назидательный текст говорит следующее:
Колодец.
Меняют города, [но] не меняют колодец.
[Ничего] не утратишь, [но ничего и] не приобретешь.
Уйдешь и придешь, [но] колодец [останется] колодцем.
[Если] почти достанешь [воду], но еще не хватает
веревки для колодца, [или если] разобьешь свою бадью, – несчастье

№60 Ограничение
водоем - вода

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может
явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в
предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта
вода ограничена, то могла появиться мысль – вода эта разольется, иными
словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и
внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на
смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в
гексаграмме тем, что триграмма Кань ("вода") помещена над триграммой Дуй
("водоем"). Так вода введена в русло, введена в берега, т.е. дано ограничение.
Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание
новых ценностей, а если бы не было ограничения, то индивидуализация, не
имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло
бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше.
Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате
безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все
остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте
говорится:
Ограничение.
Свершение.
Горе ограничено.
[Оно] не может быть стойким.

№63 Уже конец огонь - вода

В том ходе творчества, который был охарактеризован во второй части "Книги
перемен", здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом
смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется "Уже конец".
Она представляет собою гармоническое завершение самого процесса, и это
выражено в самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории "Книги
перемен" на нечетных, сильных позициях гармонически могут находиться сильные
черты, а на четных, слабых позициях – слабые. В данной гексаграмме все черты
расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты
сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции – слабыми. Казалось бы,
в этом дается образ такого гармонического развития и его результатов, которые
не предполагают возможности дальнейшего развития. Все уже достигнуто.
Отдельное, индивидуальное уже создано. Если оно и понимается как нечто
малое, то все же ему предстоит развитие вплоть до того момента, когда оно
станет великим. В этом смысле говорится о возможности развития малого.
Стойкость и устойчивость, охарактеризованные расположением черт данной
гексаграммы, благоприятствуют всему процессу. Но именно здесь необходимо
принять во внимание другой закон, существующий в теории "Книги перемен" и
состоящий в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою
противоположность. Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные
тенденции превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как увидим ниже,
последняя гексаграмма представляет собою полную противоположность данной.
Таким образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса творчества
и до достижения полной гармонии, которая выражена в данной гексаграмме,
является тем счастьем, которое стоит в начале и которое упоминается данным
текстом, то именно это счастье приводит также к необходимости полной и
кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который стоит в конце и упоминается
в данном афоризме. Чтобы правильно пройти через данную ситуацию,
называемую в "Книге перемен" "Уже конец", необходимо предпринять целый ряд
предосторожностей. И если предыдущие гексаграммы по позициям
рассматривали этапы данной ситуации, то здесь разворачивается целый ряд
предупреждений, которые необходимы для правильного переживания всей этой
ситуации. Не нужно, однако, понимать движение к хаосу, указанное здесь, как
нечто отрицательное, ибо, мы увидим ниже, этот хаос, представляя собою нечто
аморфное, послужит тем материалом, в пределах которого может развернуться
новый цикл, начинающийся с творчества, и т.д. Принимая все это во внимание,
можно понять текст, гласящий:
Уже конец.
Свершение.
Малому – благоприятна стойкость.
В начале – счастье.
В конце – беспорядок.


начальная трудность подходит очень хорошо, гораздо лучше прочих.
потому приведем подробную интерпретацию прочих черт гексаграммы и увидим что финал не соответствует законному развитию, т.е. сказка - ложь

1

Первая, начальная черта играет главную роль в этой гексаграмме, ибо она и
обозначает начальную трудность. Это, правда, активность, движение, но она
лежит под плотным слоем еще не преодоленной пассивности. Поэтому такое
движение еще не может быть поступательным. Это лишь кружение на месте,
лишь подготовка к подлинному движению. Вот почему поспешные действия здесь
могут быть лишь во вред. Наоборот, стойкость – умение с полной выдержкой
соблюдать правоту – вот то, что может здесь быть благоприятным. Трудность
этого положения, естественно, требует помощи со стороны подчиненных. Поэтому
само это положение способствует вербовке помощников. Так и в познании: это
лишь первый момент осознания движения мысли. Она тоже должна здесь найти
поддержку в свидетельстве опыта и в проверенной правоте разума. Об этом
говорят и образы текста:
В начале сильная черта.
Нерешительное кружение на месте.
Благоприятно пребывать в стойкости.
Благоприятно возводить на престол вассалов

2

На данной позиции внешне все складывается благополучно: и сама позиция как
центральная в нижней триграмме выражает благоприятную уравновешенность, и
занята она одной из слабых черт, которым предназначены четные позиции, и ее
соответствие с пятой, сильной чертой – правильно. Но тем не менее здесь столь
ощутимо непосредственное соседство с первой чертой, которая к тому же
является главной чертой для данной гексаграммы, что движение этой черты к ее
правильной цели, к "браку" к единению с пятой чертой – задержано. При этом,
хотя в первой черте самой по себе нет ничего дурного, однако для второй черты
она выступает в роли грабителя, захвату которого вторая все же не поддается
лишь в силу своей правоты, выраженной в центральном ее положении. Здесь она
– "девушка" – не дает обещания на брак "разбойнику". Она выжидает
наибольший срок, лишь бы дождаться того, с которым она стоит в правильном
соответствии. Так и мышление: в данный момент оно еще не в состоянии
отвлечься от первого мгновения самосознания, и ему необходим известный срок,
чтобы перейти к непосредственному объекту познания в его полной глубине. Это
выражено в следующих образах:
Слабая черта на втором [месте].
В трудности, в нерешительности – колесница и кони вспять!
Не с разбойником же быть браку.
[Но] девушка в стойкости не идет на помолвку. Через десяток же лет – будет
помолвка

3


Данная позиция – это позиция некоего кризиса. Здесь силы, действующие внутри,
уже иссякают, а сил, действующих вовне, еще нет. Нет проводника в дебрях
непознанного мира. Но только с его помощью было бы возможно продвижение
вперед. Говоря образно, нужен лесник, знающий лес, когда гонятся за дичью. Без
него ждет неудача, о которой придется пожалеть. Но все это еще только будет.
Однако всякое событие не свершается внезапно, а наоборот, оно бывает
подготовлено всей системой причин. Поэтому весьма важно уметь замечать
зачатки будущих событий, чтобы не быть ими застигнутым врасплох. Эта
способность видеть зачатки будущего и руководствоваться ими – качество,
обязательное для благородного человека. Поэтому и здесь, предвидя
надвигающуюся неудачу, он предпочитает не выходить из своего жилья, чем
предпринять что-либо, о чем все равно придется лишь пожалеть. Так и в процессе
познания, если человек остается без помощи уже выработанного разума и
стремится постигнуть нечто ему еще неизвестное, – его здесь ждет такая же
неудача.
Слабая черта на третьем [месте].
Преследуя оленя без ловчего, лишь попусту войдешь в середину леса.
Благородный человек примечает зачатки событий и предпочитает оставаться
дома.
Ибо выступление приведет к сожалению.

4


При выходе вовне получается возможность снова оглянуться внутрь и извне,
совершенно объективно осознавать внутреннее содержание импульса мышления.
Возможно, здесь полное единение с ним, и настолько полное, что все дальнейшее
уже будет менее благоприятным, ибо в дальнейшем возможно лишь
переразвитие. Конечно, так наступает лишь самый первый толчок мышления, но
ведь это происходит во время "начальной трудности", поэтому здесь совершенно
бесполезно гнаться за чем-нибудь большим, а надо достигнуть полной ясности в
отношении первого момента. Поэтому и в тексте здесь сказано:
Слабая черта на четвертом [месте].
Колесница и кони – вспять!
Стремясь к браку, выступишь – и будет счастье.
Ничего неблагоприятного.

5

Вообще данная позиция имеет смысл самой благой и широкой экспансии, но в
данной гексаграмме, где главной чертой является первая, экспансия невозможна.
Возникает противоречие между требованиями данного положения и реальными
возможностями. Благие силы здесь не имеют доступа к тем, кого они должны
были бы облагодетельствовать. Они замкнуты в себе. Поэтому если для самого
носителя этих сил и есть благоприятный исход, то для его широкого воздействия –
нет. Так и в познании – в момент начальных трудностей – на данном этапе
невозможно ни дальнейшее постижение, ни сообщение постигнутого другим, ниже
стоящим, а возможно только поддерживать общение с наставником и друзьями,
которые уже прежде способствовали познанию.
Сильная черта на пятом [месте].
Затруднение в твоих милостях.
В малом стойкость – к счастью.
В великом стойкость – к несчастью

6


Эта черта – слабая. Она выражает положение, в котором нет возможности
рассчитывать на собственные силы. Но здесь нет и поддержки вовне, ибо с
третьей чертой (тоже слабой) нет правильного (т.е. по антитезе) соответствия,
пятая черта как неглавная не может поддержать, а первая – главная –
максимально удалена. Кроме того, данная черта – верхняя в верхней триграмме
"Опасность" – выражает высшую опасность, и как верхняя во всей гексаграмме
она выражает высшую точку в начальной трудности. Поэтому ни о каком
движении вперед здесь не может быть и речи. Здесь удел – полное отчаяние.
Такое положение в познании – это тот момент, когда нет возможности найти
поддержку в опыте руководящего разума. При этом, если даже познание
направлено на самые высокие объекты, все равно оно остается тщетным, и
познающему лишь остается горечь разочарования. В образах текста это
выражено так:
Наверху слабая черта.
Колесница и кони – вспять!
Плач до крови – непрерывным потоком.

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать


Тема Написано Просмотров Дата
  форма воды в каноне перемен или мудрому телевизор вреден pewpew 294 06.03.2018 23:47
  а правда есть у наших братьев стругацких pewpew 135 07.03.2018 11:12


Как стать трейдером? Форум создан Инфо с Phorum.

Rambler's Top100