ЗЕРНОВОЙ СОЮЗ

Концепция развития зернового рынка России.

I. Цели концепции.

Главной целью концепции является формирование зернового рынка России, который должен обеспечить:

- создание условий для роста производства зерна в России, на основе его окупаемости;

- удовлетворение потребностей России собственным зерном и создание запасов зерна, необходимых для продовольственной безопасности России;

- возрождение экспортного потенциала России и превращение ее из зерноимпортирующей в зерноэкспортирующую державу.

Эти цели отнюдь не новы для России. С начала 60-х годов они неоднократно декларировались руководством СССР. Однако опыт СССР 60-х-80-х годов показал, что достичь этих целей в условиях административно-командной экономики достаточно сложно (если вообще возможно). Это говорит о том, что единственный путь достижения поставленных целей для России - это формирование цивилизованного эффективно работающего зернового рынка.

II. Современное состояние зернового рынка в России.

Начнем с основных черт развитых зерновых рынков. Развитым зерновым рынкам присущи:

- частная или акционерная собственность на средства производства;

- право производителя распоряжаться вверенной ему землей (возможно с некоторыми ограничениями);

- невысокая (по сравнению с другими рынками) доля государственных предприятий;

- широкое использование кооперации в организации процессов производства, сбыта и переработки зерна и продуктов его переработки;

- полная свобода производителя в выборе путей реализации произведенного зерна, обеспечиваемая как адекватной законодательной базой, так и наличием условий для формирования рыночной цены, окупающей затраты производителя с учетом транспортных и иных издержек;

- наличие кредитно-финансовых институтов (банков и финансово-инвести-ционных компаний), специализирующихся на кредитовании субъектов зернового рынка;

- наличие хорошо развитых субъектов оптовой торговли зерном - крупных торговых компаний, обладающих собственными мощностями по хранению и переработке зерна и регулирующих свои взаимосвязи через такие институты рыночной торговли, как устойчивые биржи и оптовые рынки;

- развитый механизм страхования (хеджирования) экономических рисков посредством операций с фьючерсными контрактами и опционами, проводимых на биржах, специально созданных для этого субъектами зернового рынка;

- наличие государственных и коммерческих информационно-аналитических центров и служб, собирающих, обрабатывающих и доводящих до сведения всех заинтересованных лиц достоверную информацию о состоянии зернового рынка в целом, отдельных его секторов и смежных рынков;

- социально обоснованная и разумно протекционистская государственная поддержка отечественных зернопроизводителей;

- наличие постоянно действующих государственных программ по поддержке стабильности зернового рынка, являющихся единственным инструментом государственного воздействия на рыночную цену зерна;

- закупка зерна государством по ценам, складывающимся на зерновом рынке;

- государственная поддержка конкурентной среды как на зерновом рынке, так и на смежных рынках;

- государственный контроль за экологической чистотой сельхозпроизводства;

- глубокая интеграция в мировой рынок.

Отметим также, что современному мировому рынку зерна присуща тенденция сокращения мер государственной поддержки зернопроизводителям в зерноэкспортирующих странах мира в обмен на снижение уровня протекционистских барьеров в зерноимпортирующих странах.

Характеризуя современное состояние зернового рынка в России, можно констатировать, что на современном этапе фактически ни одна из перечисленных выше черт не реализована в России в полном объеме.

Большинство из созданных на базе колхозов и совхозов акционерных обществ, по своим уставным положениям мало чем отличаются от своих прародителей и фактически не являются акционерными обществами в общепринятом во всем мире смысле. Создаваемые частные фермерские хозяйства слишком мелки и не имеют достаточных оборотных средств для ведения производства на высокопродуктивном уровне.

Введенная указом Президента в 1993 году частная собственность на землю так и осталась простой декларацией из-за отсутствия хорошо продуманного механизма ее реализации. Владелец сельскохозяйственной земли фактически лишен права распоряжения землей, что делает невозможным формирование рыночной цены этой земли. В результате сельскохозяйственная земля выведена из стоимости основных фондов производителей.

Несмотря на формальную передачу большинства зернохранящих и зерноперерабатывающих предприятий в собственность трудовых коллективов, фактическое руководство большинством этих предприятий осуществляется местными органами исполнительной власти посредством распределения выделяемых государством кредитов и дотаций.

В 1993-1994 годах общегосударственные ограничения на торговлю зерном были отменены, но на современном этапе сохраняются сильные местные ограничения.

В России нет банков и инвестиционных компаний, специализирующихся на кредитовании субъектов зернового рынка. Существующие на сегодняшний день в России финансово-кредитные институты не учитывают специфики работы зернового рынка. В зачаточном состоянии находится биржевая торговля зерном, нет крупных оптовых межрегиональных рынков зерна. Отсутствует в России и развитая служба сбора статистической информации, необходимой для анализа текущего состояния рынка.

Существующее законодательство не только не стимулирует создание крупных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю, но и создает целый ряд препятствий на пути их создания.

Основной мерой государственной поддержки остаются прямые государственные дотации и льготные кредиты. При этом введение рыночных механизмов сопровождается ошибками в экспортно-импортной политике. Так импорт государством более 26 млн. тонн зерна в 1992 году искусственно создал кризис перепроизводства зерна, который в последующие годы поставил зернопроизводителей в тяжелое финансовое положение.

На смежных рынках сохраняются мощнейшие монополии, такие как Министерство путей сообщения, производители электроэнергии, крупные производители ГСМ и сельхозтехники.

Кроме этого субъекты современного зернового рынка России отличаются от аналогичных субъектов развитых зерновых рынков:

1) слабой материально-технической базой, которая характеризуется:

- плохими техническими характеристиками оборудования, имеющегося в хозяйствах и на предприятиях;

- более высоким энергопотреблением отечественной техники;

- отсутствием на отечественном рынке целого ряда товаров и технологий, необходимых для ведения высокопродуктивного производства;

2) слабым финансовым положением, которое заключается в отсутствии необходимых оборотных средств для ведения высокопродуктивного производства и проведения широкомасштабных торговых операций, а также в невозможности пополнения этих средств путем займа;

3) более высокой стоимостью техники и более низкой стоимостью рабочей силы, создающими препятствие для внедрения высокопродуктивных новейших технологий.

Эти негативные отличия делают зерновое производство России неконкурентноспособным и затрудняют выход России на международные рынки зерна.

И наконец надо отметить, что формирование зернового рынка России происходит при резком падении спроса, что существенно затрудняет преодоление негативных черт, присущих субъектам этого рынка.

Суть предлагаемой концепции состоит в реализации государством ряда мер, направленных на создание в России зернового рынка, которому в полном объеме будут присущи все перечисленные в начале раздела признаки, и преодоление перечисленных выше негативных черт, присущих субъектам зернового рынка России на современном этапе. О конкретных мерах мы поведем речь в следующем разделе.

III. Меры государственной поддержки формированию зернового рынка России.

Меры государственной поддержки формирования цивилизованного эффективно работающего рынка зерна должны включать в себя:

1) создание адекватной условиям рыночных отношений законодательной базы. состоящей из законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства, каждый из которых должен сопровождаться простым и доступным механизмом реализации, незамедлительно принимаемым Правительством;

2) комплексную последовательную систему льготного налогообложения отдельных групп действующих субъектов зернового и смежных с ним рынков;

3) программу гибких протекционистских мер по защите отечественного производителя;

4) программу государственной поддержки банкам и инвестиционным компаниям, биржам и оптовым рынкам, страховым компаниям, специализирующимся на предоставлении соответствующих услуг субъектам зернового рынка;

5) пересмотр действующей неэффективной практики предоставления прямых государственных дотаций и льготного кредитования производителей;

6) изменение механизма поставок в формируемые за счет государственных средств федеральные и региональные продовольственные фонды и порядка финансирования этих поставок;

7) комплекс мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата для производителей и переработчиков зерна;

8) программу широкой продажи нерентабельных субъектов зернового рынка;

9) комплекс мер, стимулирующих создание крупных частных и акционерных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю;

10) последовательные антимонопольные меры;

11) меры по поддержке спроса на зерно;

12) создание информационной базы зернового рынка.

Не претендуя на полноту раскрытия всех перечисленных пунктов, несколько подробнее остановимся на тех принципах, которые обязательно должны присутствовать в конкретных программах мер.

1) Начнем с законодательных актов, которые необходимо принять в первую очередь. Безусловно на первом месте стоит Земельный Кодекс. Действующее в настоящее время земельное законодательство дает зернопроизводителям право владения и право пользования сельскохозяйственной землей, но лишает их права распоряжения землей. В результате сельскохозяйственная земля не имеет реальной цены, складывающейся на рынке, и, следовательно, сохраняется практика изъятия реальной стоимости земли из стоимости основных фондов зернопроизводителей. Поэтому важно принятие такого Земельного Кодекса, по которому обладатели права пользования землей получили бы право распоряжения землей, включающее в себя сдачу в аренду и залог в специально созданных для этого ипотечных банках. Право распоряжения земельным паем должно быть также предоставлено и собственникам, получившим его в результате реформирования коллективных хозяйств. При этом право владения землей может принадлежать государству. На базе права распоряжения должен быть сформирован рынок сельскохозяйственной земли, обеспечивающий землеоборот и земельный залог. Но в то же время на переходный период необходимо государственное регулирование этого рынка, т. к. свободная купля-продажа земли может привести к изъятию большой части земли из зернового производства, что негативно отразится на формировании зернового рынка. Это государственное регулирование должно заключаться в существенных временных ограничениях на целевое использование сельскохозяйственных земель и контроле со стороны государства за их рациональным использованием. Необходимо предусмотреть жесткие меры ответственности за нецелевое, хищническое и бесхозяйственное использование земли.

Принятие Земельного Кодекса в такой редакции и способствовало бы и решению другой задачи - превращению современных колхозов в акционерные общества в общепринятом смысле. Что в свою очередь является важным звеном программы создания благоприятного инвестиционного климата, о котором речь пойдет ниже.

Для создания упоминавшегося выше рынка земли необходимо также в кратчайшие сроки завершить работу по составлению Земельного кадастра.

Для развития зернового рынка необходимо принять указ Президента о залоге зерна и зерновых векселях. Этот указ должен поощрять передачу производителями зерна на ответственное хранение элеваторам, и прием элеваторами этого зерна. Одновременно этим указом должны вводится в обращение новые ценные бумаги - зерновые векселя, выдаваемые элеваторами производителям за сданное зерно. Стоимость этих векселей должна определяться рыночной ценой сданного зерна. А их ликвидность обеспечиваться обязательным приемом этих векселей по их стоимости органами государственной власти в счет погашения кредитов, оплаты налогов и иных отчислений в федеральные и региональные бюджеты и фонды. Владелец векселя (как производитель, так и купивший вексель у производителя или получивший его в счет оплаты кредитов, товаров и услуг) имеет право свободного распоряжения зерном и может в любой момент вывезти его с элеватора, вернув вексель элеватору и оплатив услуги по его хранению. Этот указ будет способствовать:

- преодолению монополизма крупных элеваторов в регионах;

- увеличению оборота зерна;

- поставкам зерна в федеральный и региональные фонды;

- уменьшению потерь, связанных с неправильным хранением зерна;

- уменьшению затрат на перевозку зерна.

Еще одним необходимым законодательным актом является указ Президента, предусматривающий ужесточение мер ответственности глав местных администраций, за создание ими препятствий (прямых или косвенных) для движения зерна на рынке. Для того, чтобы указ охватывал весь перечень вскрытых на сегодня препятствий. при подготовке текста такого указа целесообразно было бы использовать опыт специалистов производителей и переработчиков зерна, занимающихся сбытом, закупкой и транспортировкой продукции, сотрудников компетентных органов и работников коммерческих фирм, торгующих зерном.

Мы специально начали с этих трех законодательных актов, т. к. они напрямую связаны не с одной, а сразу с несколькими из перечисленных выше мер. О других законодательных актах мы будем говорить в рамках соответствующих пунктов.

2) Комплексная последовательная система льготного налогообложения должна предусматривать достаточно быстрый переход от практики государственных дотаций и льготных кредитов для производителей и переработчиков зерна к практике их льготного налогообложения. Учитывая тяжелое финансовое положение этих субъектов зернового рынка, необходимо на начальном этапе сохранить государственные дотации и льготные кредиты при одновременном введении льготного налогообложения, но уже на следующем этапе существенно сократить дотации и льготное кредитование. Все эти меры следует провести путем принятия соответствующего постановления Правительства и заблаговременно поставить в известность производителей и переработчиков зерна. Льготное налогообложение должно предусматривать полную отмену налогообложения средств, идущих на развитие производства, увеличение производственных мощностей, внедрение новых технологий и создание новых рабочих мест, в том числе и вкладываемых сторонними инвесторами и кредиторами. Следует также отменить все налоги на ввозимое в страну новое оборудование, не имеющее отечественных аналогов.

Кроме этого постановлением Правительства дополнительные временные налоговые льготы (на 2-3 года) должны быть установлены для вновь создаваемых предприятий по производству и переработке зерна и для уже работающих предприятий, но производящих капитальную реконструкцию производственных мощностей.

В то же время налоговые льготы не должны распространяться на доходы, получаемые от операций, связанных с залогом и продажей земли и другого имущества предприятий.

3) Протекционистские меры должны с одной стороны обеспечить доходность производителей и переработчиков зерна, а с другой стимулировать повышение эффективности труда этих производителей. Учитывая слабую материально-техническую базу отечественного производителя, в ближайшие 2-3 года необходимо постановлением Правительства увязать размер таможенных пошлин с уровнем рентабельности отечественного производителя зерна и продуктов его переработки. В последующие годы уровень таможенных пошлин должен быть напрямую связан с уровнем производства соответствующего вида продукции внутри страны. Следует также полностью отменить таможенные пошлины на ввозимое в страну новое оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Важным элементом проводимой политики должно быть неучастие государства в закупках продукции за рубежом.

4) Государственная поддержка банкам и инвестиционным компаниям, биржам и оптовым рынкам, страховым компаниям, специализирующимся на предоставлении соответствующих услуг субъектам зернового рынка должна заключаться в:

- специально оговоренном в действующем законодательстве упрощенном порядке регистрации и получения лицензий на соответствующий вид деятельности;

- предоставлении законодательно закрепленного права проведения операций по залогу и продаже земли.

Кроме этого отдельно для банков следует предусмотреть:

- пониженный уровень ставок обязательного резервированная денежных средств в ЦБ России;

- государственные гарантии возврата достаточно большой части вложенных средств, как в денежном выражении, так и путем передачи в собственность соответствующей части имущества должника (включая землю);

- выделение государственных кредитов на создание современной электронной системы быстрых взаимных платежей между ними.

Одновременно необходимо повысить меру ответственности этих банков за задержку в прохождении платежей.

А для бирж необходимо разработать законодательные акты по налогообложению биржевых операций, учитывающие специфику рынка фьючерсов и опционов.

5) Как уже отмечалось выше необходим скорейший переход от системы дотаций и льготных кредитов к системе льготного налогообложения. При этом дотации должны быть полностью исключены, а льготные кредиты должны быть четко разделены на временные и постоянные. Временные льготные кредиты могут вводиться на период не более 2-х лет и только для тех видов продукции, спад производства которых вызван неблагоприятной конъюнктурой рынка. На ближайшие два года временные льготные кредиты должны сохраниться для создания сети мелких высокопроизводительных предприятий по переработке зерна, работающих на отечественных разработках, и для внедрения новых технологий. Постоянные льготные кредиты должны сохраниться для хозяйств, работающих над созданием высокопродуктивных семян, и для субъектов смежных рынков, разрабатывающих и производящих новую высокопроизводительную технику и новые высокопродуктивные типы удобрений для производителей зерна и его переработчиков.

6) Механизм поставок в формируемые за счет государственных средств федеральные и региональные продовольственные фонды должен состоять из трех этапов. На первом из них должен быть определен размер выделяемых на эти цели денежных средств, определяемый как сложившимся на рынке уровнем цен на соответствующие виды продукции, так и прогнозируемым уровнем цен, и объемом необходимых поставок. На втором государственный заказчик, ответственный за формирование продовольственного фонда, должен провести открытые конкурсы между фирмами, работающими на зерновом рынке, на предоставление права поставок в данный фонд. И на третьем этапе фирмы, выигравшие конкурсы на федеральном или региональном уровне, должны своевременно получить финансовые средства и организовать закупки зерна в федеральные или региональные фонды на условиях конкурса. Государственный заказчик со своей стороны должен осуществлять строгий контроль за использованием средств, поставками и расходованием зерна, поставленного в продовольственный фонд.

В качестве государственных заказчиков должны выступать созданные для этих целей структурные подразделения в соответствующих органах исполнительной власти. Проведение государственным заказчиком самостоятельных коммерческих операций по закупкам продовольствия должно быть запрещено.

7) Создание благоприятного инвестиционного климата должно включать в себя:

- освобождение от налогов средств, направляемых инвесторами на реконструкцию материально-технической базы, создание новых мощностей и технологий, а также на создание новых рабочих мест;

- принятие законодательных актов, ограждающих инвестора от административного произвола центральных и местных властей;

- приоритетное право инвестора на покупку имущества нерадивого заемщика;

- освобождение от налогов и таможенных пошлин ввозимого из-за рубежа нового оборудования, не имеющего отечественных аналогов;

- государственные гарантии для крупных инвесторов.

8) Программа широкой продажи нерентабельных предприятий должна включать в себя:

- упрощенную процедуру признания банкротом предприятий регулярно невозвращающих кредитные средства;

- проведение аукционов по продаже банкротов, на которых предметом торга является инвестиционная цена, т. е. размер денежных средств, которые покупатель готов вложить в покупаемое предприятие;

- приоритетное право покупки хозяйства или предприятия кредиторами и отечественными фирмами, работающими на зерновом рынке;

- законодательно закрепленный механизм свободной купли-продажи акций предприятий, ограждающий потенциального покупателя от произвола властей и администрации предприятий.

9) Комплекс мер, стимулирующих создание крупных частных и акционерных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю, должен включать в себя:

- отмену всех законодательных препятствий слиянию предприятий, работающих на зерновом рынке;

- введение законодательно закрепленных правил торговли зерном и продуктами его переработки, учитывающих специфику зернового рынка;

- упрощенный механизм передачи разорившихся предприятий в хозяйственное ведение или собственность компаний, эффективно работающих на смежных секторах зернового рынка;

- отмену налогов на средства новых владельцев предприятий, идущих на погашение долга приобретенного или полученного в хозяйственное ведение предприятия.

10) Последовательные антимонопольные меры должны включать в себя:

- поддержку создаваемой производителями и торгово-закупочными фирмами сети мелких и средних предприятий по переработке зерна;

- ограничение, по крайней мере в ближайшие два года, цен на продукцию и услуги естественных монополий (МПС, производители электроэнергии);

- выделение кредитов на перепрофилирование части предприятий ВПК на производство современной сельхозтехники и льготное налогообложение инвесторов, выделяющих льготные кредиты под эти цели;

- поддержку созданию конкурентной среды на рынке энергоносителей и продуктов их переработки;

- поощрение кооперации производителей и переработчиков зерна;

- введение гибких дифференцированных таможенных пошлин на вывозимые из России ГСМ.

11) Меры по поддержанию спроса должны заключаться в перераспределении освободившихся в результате отмены дотаций и льготных кредитов средств в пользу потребителей сельхозпродукции. Эти меры включают в себя:

- социальную поддержку малоимущих слоев населения;

- комплексную программу развития рынка животноводства и птицеводства;

Кроме этого необходимо поощрять развитие технологий более глубокой переработки сельхозпродукции с целью получения продуктов переработки, использующихся не только на рынках продовольствия, животноводства и птицеводства.

12) Для создания современной информационной базы зернового рынка требуется очень большой комплекс мер, который должен являться предметом отдельного обсуждения. Однако центральное звено этой системы - сбор статистической информации - должно быть в руках государства. Поэтому целесообразно создание в рамках Минсельхозпрода государственной статистической службы, занимающейся сбором и публикацией (возможно платной) статистической информации в соответствии с перечнем, разработанным с участием всех заинтересованных субъектов зернового рынка.

И в заключение отметим, что эффективность предлагаемых мер будет зависеть от уверенности всех субъектов зернового рынка в решимости Правительства в претворении данной концепции в жизнь. Поэтому в ходе ее реализации важно избежать отхода от принципиальных положений концепции. Немаловажно также в ходе реализации мер государственной поддержки организовать надлежащий контроль за их выполнением со стороны соответствующих органов.


Rambler's Top100