Тимур Султан-Заде
Ответить Форум
Отправлено: timsz
04/14/2002, 20:42:41

e-mail автора
"Это было так давно, что и вспомнить мудрено..." Начало 1996 года. Уже год в умах финансистов бродит новое слово: "ГКО". Одни хотят узнать, что же это такое и с чем его едят, другие с таинственным видом рассказывают о том, что с помощью этого слова можно зарабатывать большие, очень большие деньги. На вопрос о том, как это делать, следуют или загадочное молчание, или нарочито небрежно брошенные слова: "аукцион", "цена отсечения", "доходность к погашению".

В общем, случилось то, что должно было случиться. Меня бросили на борьбу с ГКО. И меня закружил водоворот стихии, называемой Рынок. Завораживающие столбцы цифр, гипнотизирующие смены котировок... Сомнений не было: это - мое. Вот она: работа без коллег, начальников и подчиненных, без интриг и подковерной борьбы, без вынужденного подхалимства и карьерного роста. Бизнес без поиска поставщиков, контрагентов и покупателей, без налаживания деловых связей и знакомств с нужными людьми. А перспективы!.. Потом, конечно выяснится, что и у этой медали есть оборотная сторона, чудес, как всегда, не бывает, и по-прежнему за все надо платить.

Но это будет потом. А сейчас ГКО дают хороший доход, в них удобно размещать короткие деньги, и иногда даже удается немного скальпануть. Но теперь новые легенды не дают жить спокойно. Эти легенды называются "Акции приватизированных предприятий". Кому нужны все уменьшающие десятки процентов годовых на гоках, когда рядом лежит что-то "недооцененное в разы"? И вот, наконец, ММВБ начала торговлю акциями. Высокая ликвидность, прозрачность рынка, удобные расчеты привлекли на рынок много новых игроков. А общее финансовое поле с ГКО позволяли проявить себя в формировании инвестиционных портфелей.

Игра в акции стала общенациональной. Народ, даже после МММ не потерявший интереса к азартным играм и халявным деньгам, бросился скупать права собственности на российские предприятия. Впрочем, гиганты вроде РАО ЕЭС, ЛУКойла, Газпрома были уже не так интересны - перспективы роста стоимости их акций оценивалась всего лишь разами. Гораздо интереснее был второй эшелон. Там будущие прибыли измерялись тысячами процентов. Во все дальние уголки страны потянулись скупщики дешевизны.

Октябрь 1997. Ошарашенные лица трейдеров и слова: "Гонг-Конг" - "Ханг-Сенг". Оказалось, что мы уже настолько вовлечены в мировую систему, что падение акций в стране, которую и на карте-то не найдешь, может враз обесценить не только все нажитое непосильным трудом, но и стоимость наших индустриальных гигантов. Самое забавное, что обвал пришелся точно на мой 29-ый день рождения, самый незабываемый. Я расценил это, как знак судьбы, знак того, что она уже неотделима от рынка.

Сейчас я понимаю, что эти первые два года на рынке были потрачены абсолютно бездарно. Я только-только научился строить в Excel'е графики цен и пару индикаторов. Еще успел узнать, что существует технический анализ, и прочитать конспекты Эрлих и откровения Элдера. Вот, в общем-то, и все.

Новый 1998 год стал если не переворотным, то точно революционным. Я попал на биржу. Это была МЦФБ. И это был мир трейдеров. Настоящих трейдеров. Не аналитиков, главным умением которых было составление прогнозов, сбывающихся при любом движении цены. Не портфельных менеджеров, которые оттачивали умение объяснить инвестору, почему пропали его деньги. Здесь торговали фьючерсами и опционами, потому что ими удобнее торговать, а ценность любого прогноза определялась простой формулой: "Бабки покажи!" И никаких компромиссов.

Ответить Назад |Вперед |Текущая страница
Rambler's Top100